Несмотря на разногласия во внешней политике: финский композитор Туомас Кантелинен дает всероссийскую премьеру: спекталь "Русалочка"

Поделиться
Поделитесь новостью в социальных сетях
Несмотря на разногласия во внешней политике: финский композитор Туомас Кантелинен дает всероссийскую премьеру: спекталь "Русалочка"
Общество Регионы

16 сентября в Сыктывкаре открывается юбилейный театральный сезон. Театр оперы и балета Коми обещает насыщенные праздничные дни и сюрпризы. 

В преддверии открытия сезона театралы раскрыли секреты премьеры балета "Русалочка", который чуть не загубил ковид и геополитические изменения в мире. На пресс-конференции, которая прошла в Сыктывкаре 15 сентября, присутствовал композитор "Русалочки", автор голливудской музыки, композиций к фильму "Территория" и "Ледокол" Туомас Кантелинен.

Гость республики рассказал о своих ощущениях от республики и раскрыл секреты "Русалочки".

"Я очень рад находиться в Коми, потому что чувствую финно-угорское родство. Здесь говорят о музыке так красиво. Обычно это присуще произведениям тех композиторов, которых уже нет с нами, - пошутил Туомас. - Мне очень много хочется сказать, но я скажу ответное слово". 

Как рассказал композитор, его давний знакомый и эксперт музыки Александр Дмитриев (Франция) высказал идею показать балет директору театра Коми Дмитрию Степанову, который приезжал в Финляндию и оценил спектакль. Об этом спектакле знают многие театры, знают эту музыку, но с Д.Степановым произошла особая история - он что-то увидел, почувствовал какие-то нюансы.

"Когда так, с открытым сердцем, подходят к твоему произведению, других вариантов нет - только приехать к вам, - поделился Т.Кантелинен. - У Д.Степанова очень хороший музыкальный вкус, он тонко чувствует и понимает музыкальное произведение. И мы в дни показа надеемся привлечь новую публику, даже тех, кто вообще не ходил в театр и не соприкасался с таким искусством. В "Русалочке" есть приключения, романтика, фантастика - на любой вкус".

Д.Степанов, раскрывая секрет того, что же он почувствовал в этом произведении, пояснил, что  это новое интересное направление развития музыкального театра.

"У нас есть исторические, классические, современные балеты, есть концертные номера. А здесь, за счет удивительного, неповторимого музыкального стиля будет другое. Такой музыки в театре не звучит - у нас нет таких спектаклей. Чтобы это понять, это надо услышать. Все крутится именно вокруг музыки, вокруг нее и пошло развитие мысли, создание спектакля. Такая музыка будет очень востребована и в первую очередь новым зрителем".

А.Дмитриев - старожил республики, он работал главным дирижером театра в 2005-2006 году. Работал один, дирижировал всем. С тех пор театр изменился качественно и количественно.

"Замечательный балет, замечательные музыканты и исполнители. С таким уровнем приятно работать. При этом здесь много молодежи. Изменения в театре исключительно положительные - раньше такого здесь не было", - поделился А.Дмитриев.

Сегодня у дирижера складываются правильные, дружественные отношения с Романом Денисовым, главным дирижером театра.

Главный балетмейстер театра, постановщик и хореограф был поражен масштабом, звучанием оркестра, огромным числом артистов на сцене в финской "Русалочке" и он сразу решил сделать свою редакцию балета. 

"Музыка в балете будет просто фантастическая поэтому мы назвали его полетом фантазии, - поделился Андрей Меркурьев. - Мы не повторяли премьеру, мы взяли музыку, полностью ее перекроили, сделали свою историю, поставили номера в другом порядке, изменили либретто. Мне хотелось добавить юмора, и он там есть. Мы добавили вокал, которого не было в спектакле, потому что искусство должно быть более синтетическим. Это интересно и оперным дивам, и нам, и в целом музыка обогащается еще больше присутствием голоса". 

Театр оперы и балета взял за основу сказку Андерсена и сделал свою историю. А.Меркурьев обещает, что у зрителя будут вопросы, почему история отличается от оригинальной. Почему нет эпизода, где Русалочка спасает принца. Сыктывкарцы и гости столицы увидят три финала, и какой из них точный и правильный - решать каждому. 

Д.Степанов еще раз отметил, что коми спектакль кардинально отличается от того, что был поставлен в Хельсинки. А произошло это благодаря вере композитора в команду.

"Авторы часто трепетно оберегают творение и не разрешают делать отступлений. Туомас в нас поверил - пока не понимаю, почему. Когда мы обсуждали постановку, мы объяснили, что у нас не такие возможности, как у национальной оперы в Хельсинки. Он позволил сделать другой спектакль, поменять музыку. Эта свобода автора нас вдохновила на создание совершенно нового спектакля. И когда Туомас завтра увидит балет, он его не то что не узнает, он его полюбит". 

Спектакль будет интересен ценителям балета, потому что в нем присутствует оригинальная, авторская хореография А.Меркурьева. Детям "Русалочка" будет интересна потому, что в ней задействованы детская студия и гимназия искусств, интересные костюмы. А взрослым - потому что это про любовь. А.Меркурьев, услышав музыку Туомаса, понял, что в ней много погружения, любви, счастья.

Ложку дегтя в эту прекрасную историю внес финский журналист, который спросил на пресс-конференции Туомаса, каково ему будет после таких сцен, как в Китае, Америке, Индии, видеть свой балет на региональный сцене. 

Туомас жестами показал дружественные и сердечные связи.

"Очень важно, что мы - немногочисленные народы. Мы стараемся быть вместе и понять друг друга. Любой народ имеет право узнавать и видеть больше. Есть чисто человеческие отношения. И каждый человек хочет делать такое искусство, которое переходит из одного сердца в другое, если с юмором - значит с юмором. У музыки нет границ, наоборот, в музыке - мир", - заключил композитор. 

В новейшей истории театра премьера будет идти три дня. В эти дни на сцене выступят три разных состава и три совершенно разные "Русалочки". Наталья Супрун и Анастасия Лебедик уже не нуждаются в представлении. А вот во второй день зрители увидят выпускницу гимназии искусств Валерию Загайнову. Девушка работает в театре всего месяц и уже попала на афишу. Меркурьев говорит, что это новая звезда театра, которая растет не по дням, а по часам.