В Государственной Третьяковской галерее будут представлены монументальные работы, которые несут мощную энергетику преображения и силы созидания, запечатлевшие рождение гигантов советской промышленности в Кузбассе.
В 1930-х годах невероятные масштабы индустриализации, развернутой в Кузбассе, привлекли к себе изобригады художников, занятых в подготовке грандиозного выставочного проекта «Индустрия социализма». Василий Рождественский, Аркадий Лобанов, Владимир Штраних, Виктор Перельман и сотни других мастеров искусства трудились над этой выставкой на протяжении нескольких лет. Открытие состоялось в 1939 году в Москве, после чего в том же году часть экспонатов, была отправлена на международную выставку в Нью-Йорк. Целый раздел московской экспозиции «Индустрия социализма» был посвящён промышленному развитию Кузбасса.
Данные работы экспонировались на выставке «Индустрия социализма», прошедшей в 1939 году в Советском Союзе, а также на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
Центральной работой выставки станет монументальное полотно Амшея Нюренберга «Стахановцы Кузбасса» из коллекции РОСИЗО, созданное художником по личным впечатлениям от творческой командировки в Прокопьевск. С этой картиной связана уникальная история шахтеров, чьи образы вдохновили художника. Это стахановцы г. Прокопьевска, которые получили высокие награды – ордена Ленина и Трудового Красного Знамени за трудовые подвиги.
В экспозицию также включена фотохроника 1930-х годов, автора которой – Спиридона Бывшего. Этот кемеровский фотограф фиксировал строительство первого за Уралом коксохимического завода в Кемерове на протяжении четырех лет – с 1929 по 1932 гг.
Также будут представлены работы 1960-1980 годов. В этой части экспозиции зрители смогут познакомиться с работами советского скульптора Бориса Плёнкина, который впервые попал в Новокузнецк в конце 1950-х годов и потом на протяжении нескольких лет, возвращался в Кузбасс для завершения своего монументального скульптурного цикла «Рабочий класс» за который ему в 1970 году было присвоено звание заслуженного художника РСФСР и лауреата Государственной премии РСФСР имени И.И. Репина.
Центральное место этого раздела займут две знаковые работы этой эпохи из коллекции Новокузнецкого художественного музея и Музея изобразительных Кузбасса: произведения Алексея Гландина «Трудовые люди Кузбасса» (1964) и Иннокентия Кузнецова «Грабари на Кузнецкстрое» (1968).
На выставке также представлены работы молодых талантливых выпускников Московского Государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова Павла Отдельнова и Егора Плотникова. В 2008 году в течение двух недель они работали на новокузнецких металлургических заводах, собирая материал для будущего масштабного художественного проекта «Комбинат. Ретроспектива». Таким образом они продолжили традицию изобригад. Однако если в 1920-е годы главной темой являлось героическая романтика труда и ударное строительство индустриальных центров, то в ХХI веке Отдельнов демонстрирует нам пейзаж постиндустриальной эпохи, имеющим свою совершенно определённую специфику.
Другой участник выставки уроженец Кемерово Илья Гапонов – выпускник кемеровской художественной школы. Первыми героями его картин стали шахтеры, написанные кузбасслаком – раствором каменноугольной смолы, полученной при разработке горных пород в Кузбассе. Выбор этого сугубо технического материала в качестве художественного средства позволило Гапонову совершить прорыв в традиционной монументальной живописи. Кузбасслак стал для него не просто художественным средством, но скорее художественным приемом. Благодаря этим работам Газонов сегодня является одним из самых известных молодых российских художников во всем мире.